Рецензия на фильм “Аллея кошмаров”. Гильермо дель Торо возрождает нуар.
Спустя 5 лет после выхода «Формы воды» Гильермо дель Торо выпускает новую авторскую работу в стиле нуар «Аллея Кошмаров».
Удивительно, но несмотря на вечные обвинения, в «бездуховности» голливудская индустрия выдала 60 миллионов какому-то мексиканцу гику (кстати, в фильме употребляется слово «geek», но в значении «уродец» или в официальном переводе картины «человек-зверь») на фильм в стиле нуар и этот мексиканец снимает этот фильм так, что выданные 60 миллионов долларов действительно видны на экране.
Самое удивительное, что этот мексиканец, если не считать нескольких голливудских режиссёров (Дэвида Финчера или Мартина Скорсезе), редкий режиссер, который действительно интересуется старым американским кино. Удивительно, но мексиканец дель Торо любит нуар больше многих американцев, действительно разбирается в жанре и готов потратить 4 года своей жизни на новый фильм в этом стиле.
Совершенно непонятно, как ему удаётся делать то, что он делает, выбивать раз за разом деньги у крупных студий на свои проекты и отстаивать авторское видение своих картин, но в конечном итоге у него получается.
Благодаря своим усилиям, за последние десять лет дель Торо подарил зрителям готическую драму «Багровый пик», боевик с гигантскими монстрами кайдзю «Тихоокеанский рубеж», мрачную и уже классическую сказку «Лабиринт Фавна» и теперь наконец очередь дошла до нео-нуара «Аллеи кошмаров».
Начнем с того, что новая «Аллея кошмаров» - это не ремейк старого нуарного фильма 1947 года, а новая экранизация книги Уильяма Грешема, которая гораздо ближе к оригиналу.
Книга была написана в 1946 году. Идея романа появилась, когда автор принимал участие в качестве добровольца в Гражданской войне в Испании, где он услышал от своего сослуживца историю о цирковом номере, в котором спившиеся алкоголики откусывали голову курице за деньги. Этот сюжет он впоследствии обыграл в будущем произведении. Книга была единственным коммерческим успехом в карьере писателя. Грешем покончил жизнь самоубийством, пребывая в состоянии глубокой депрессии и алкоголизма в отеле, в котором он писал некоторые фрагменты произведения.
Гильермо дель Торо узнал об этом романе от актера Рона Перлмана и загорелся идеей сделать новую экранизацию. В итоге новый фильм не дословно цитирует роман, но намного точнее передает его мрачную атмосферу.
По сюжету фильма Стэн (Бредли Купер), похоронив своего отца, попадет в бродячий цирк и устраивается туда на работу. В цирке он знакомится с бывшим менталистом, который рассказывает ему секреты своего номера. Впоследствии Стэн становится известным менталистом, который с успехом дает представления богеме. На одном из представлений он знакомиться и вступает в сговор с психологом Лилит, в исполнении Кейт Бланшет, которая дает ему информацию о прошлом своих клиентов, а он проводит для них спиритические сеансы, во время которых общается с душами умерших родственников. До определенного момента все идет неплохо, пока с просьбой провести спиритический сеанс не обращается очень влиятельный и опасный человек.
Из версии в 3 часа 15 минут, которая была изначально снята дель Торо, до кинотеатров дошла версия в 2 часа. Любопытно было бы увидеть режиссёрскую версию фильма, но обычные зрители навряд ли выдержат и официальную версию.
Фильм позиционируется, как первый реалистический фильм дель Торо, в котором нет чудовищ. Но на самом деле, в фильме присутствует чудовище в лице героя Купера. Режиссер изучает его на протяжении всего фильма и показывает деградацию главного героя, который постепенно переходит одну черту за другой и c каждой сценой все меньше напоминает человека. В конце фильма поставлен большой аккорд и ,конечно же, без огромной психологической работы Купера концовка не получилась бы такой эффектной.
Героиня Кейт Бланшет играет на первый взгляд типичную femme fatale,но в версии дель Торо героиня не является классической злодейкой. Режиссер здорово сместил акценты, придал героине определенную глубину. После финального твиста невольно возникает вопрос действительно ли она злодейка?
Западная пресса больше всего выделяла героев Купера и Бланшет, но мне хотелось бы выделить героиню Руни Мары, которая играет редкого положительного персонажа в фильме и делает это очень обаятельно и органично. Ее героиня Молли является противоположностью героини Бланшет и она, лично у меня, вызвала наибольшую симпатию при просмотре.
Есть в картине конечно и ряд недостатков сценарных упущений. Например, финальный финт роковой женщины стал возможен только благодаря невероятной тупости, которую проявил герой Купера. Этот момент выглядел бы намного правдоподобнее, если бы в сценарии немного сместили акценты и добавили некоторые детали.
В фильме не обыгрывается название «Аллея кошмаров», хотя у этого названия есть скрытый смысл. В книге герою снится кошмар, в котором он бежит по темной аллее. В этом сне неведомая сила преследует Стэна и он не может убежать от фантомной угрозы и каждый раз просыпается от ужаса. Герой рассуждает, что у каждой жертвы его аферы была своя «аллея кошмаров» и страхи, от которых они вечно бегут.
Также в качестве недостатка можно выделить то, что стиль и дизайн в некоторых картинах у Гильермо дель Тора выступает на первом месте. «Аллея кошмаров», к сожалению, не стала исключением и во время просмотра иногда казалось, что героям не хватает проработки и экранного времени.
Но в целом вышеуказанные недостатки впечатления от картины не портят.
Фильм уже провалился в американском прокате, благодаря удачной дате релиза вместе с Матрицей и Человеком-пауком.
Если посмотреть на кассовые сборы фильмов дель Торо, то окажется,что они довольно редко окупались в прокате. Коммерческим успехами можно назвать «Форму воды», второй Блейд и «Лабиринт Фавна». Но, например, совершенно незаслуженно провалились обе части Хеллбоя, «Багровый пик», «Тихоокеанский рубеж». Несмотря на коммерческие провалы, все эти фильмы сделаны на очень высоком уровне и каждый из них заслуживает отдельного просмотра.
Поэтому, если вы устали от коммерческого кино, то обязательно сходите в кинотеатр и поддержите этот фильм.
А тем, кто уже посмотрел фильм, остается ждать новую версию Пиноккио от Гильермо дель Торо, которая выйдет в конце 2022 года на Netflix. И надеется, что когда-нибудь крупная голливудская студия выдаст денег мексиканскому гению на экранизацию «Хребтов безумия» Лавкрафта.